Карта сайтаПоиск г.КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ основана в 1899 году

библио2pyshkinbaner1

 lit karta

лого2

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

Центральная городская библиотека имени А.С. Пушкина

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РЕНЭ или Золото русской сокровищницы во Франции

lagunovaНина Лагунова, читатель, участница поэтических конкурсов, 
публиковалась на страницах местной печати.

Тертуллиан, рассуждая о сочинителях, писал: «Берегись, чтобы строки, которые ты написал, не были предъявлены на Суде к обвинению твоему, подписанные рукою Ангелов».  Мне думается, именно о произведениях, созданных в Серебряном веке русскими авторами и их последователями, можно повторить еще и еще раз: рукописи не горят.

Редко читаю одну книгу, обычно две-три. Как правило, суть их повествований находится в такой перекличке, что фактически является составляющим одного целого. Так, - от «Серебряного века Ренэ Герра» Лолы Звонаревой к записным книжкам и тетрадям Марины Цветаевой.
В первой книге меня привлек гений русского творца, эмигранта первой волны, поданный автором, как на ладони в главе «Горящая свеча Александра Алексеева». Судьба, творчество, трагический разрыв с жизнью (1901, Казань - 1982, Париж) художника оставили глубокий и неизгладимый след.
Во второй – в сотый раз – размышления Марины Ивановны о творчестве Бориса Пастернака. Невозможно не изумляться чистоте зрения, сверхзоркости Марины в оценке гения: «…Б(орис) П(астернак) поэт, как прозаик, прежде всего нуждается в сподвижничестве. Рука, ищущая встречной (а скорее даже – «coup de main» (подспорья (фр.) 1933г.) За непосильное берусь – помоги же! Сезам, откройся, чтобы я со всеми своими сокровищами – за твоими сокровищами – в тебя вошел.
Б(орис) П(астернак) осуществлен только в настоящем читателе,.. в силу именно этой необходимости в сотворчестве, этой полной своей зависимости от другого, он так единственен, уединен и одинок…
…«Работай», говорит Б(орис) П(астернак), - «я бился – побейся и ты». (Я – над материалом, ты – надо мной, к(отор)ый для тебя тот же материал, первоисточник: природа.)…
…Б(орис) П(астернак) – наша трудовая, следовательно – золотая жила…
…творчество Б(ориса) П(астернака) – огромная лаборатория (алхимика.)
…Б(орис) П(астернак) взрывается сокровищами.»

Мариной Цветаевой это отмечено в 1924-м году – более, чем за четверть века до осуществления автором «Доктора Живаго», - а как в самую точку! Александр же Алексеев, прочтя на едином дыхании «Доктора Живаго», был взволнован до глубины души и вдохновлен на 202(!) художественных иллюстрации к роману. Мастер, размышляя, писал п о с л е: «…что у нас было общего с Живаго, какой жизненный опыт я с ним разделил?
…Сцены, описанные в «Пятичасовом скором», пробежки за кипятком на стоянках – это часть моего детства…
…Весна, 1917 год, разворот войны, поезда, забитые  дезертирами, - я в них ездил со всеми. Пассажиры на крышах? Мы потеряли одиннадцать человек за пять дней…
Проще будет назвать, что я не разделил с Живаго, - …».
Борис Леонидович, в свою очередь, «был шокирован» и откровенен: «…Алексеев отразил именно дух книги. Все, что было сложного или таинственного… схвачено и выполнено чудесно…».

Чем еще уже бесконечно дорога мне недочитанная, недоизученная книга «Серебряный век Ренэ Герра»? – Тем, что Ренэ Юлианович вживую встречался, беседовал, дружил со многими художниками кисти и пера, с которыми встречалась, беседовала, дружила (либо – расходилась) Марина Цветаева – мой символ Серебряного века. Из книги живыми, как и прежде, для меня встают: Борис Зайцев, Георгий Адамович, Зинаида Шаховская, брат ее, Дмитрий Шаховской (архиепископ Иоанн Сан-Францисский), Ирина Одоевцева, дочь Марины – Ариадна…

Я совершенно счастлива тем, что увидела Ренэ Герра дважды: после встречи в библиотеке  и на следующий день. Читавшей книгу до поздней ночи (после встречи в «Пушкинке»), мне невозможно было не попрощаться с этим человеком, чтобы не сказать ему о том, что я успела за несколько часов полюбить его, как Марина Цветаева – Стаховича и Волконского.

Маленькая Аля (Ариадна Сергеевна Эфрон, дочь Марины Цветаевой) писала в семь лет:

Корни сплелись,
Ветви сплелись.
Лес любви.

В процессе чтения книги «серебряный век Ренэ Герра» безраздельно владеет чувство Леса Любви, где все вышеупомянутые есть – корни и ветви. И все это исключительно для того, чтобы мы проклюнулись – почками. Какая бы лютая зима вновь нас не застала.

Лагунова Нина
г. Каменск-Уральский
18 – 27 мая 2013 г.

scroll back to top
 

Добавить комментарий

 

623428 Свердловская область
г. Каменск-Уральский, пр. Победы, 33

Дежурный библиотекарь: тел. (3439) 32 23 53
Медиатека: тел. (3439) 32 33 81
e-mail: cgb-sbo@yandex.ru

© 2010-2024 г. ЦГБ им. Пушкина