Я режиссёр, и я сам задумываюсь над вопросом: Когда наступает предел выдержки? Иногда надо зайти за этот предел, чтобы его схватить. Когда уже «достаточно». Заходя за такой барьер, ты заходишь за болевой барьер человека. В книге Соломон висит весь день. Мне хотелось заставить зрителя это почувствовать, хоть на долю секунды, сделать всё, что было в моих силах. (Стив МакКуин. Из интервью)
Что для вас кино - развлечение? А как часто вам хочется посмотреть большое кино на серьезную тему? Такой фильм, после просмотра которого остается долгое послевкусие?
Весенний сезон Городского киноклуба «Панорама» открылся показом Оскароносного фильма Стива МакКуина «12 лет рабства» (Главный «Оскар 2014»). Фильм снят по мотивам автобиографии Соломона Нортапа (опубликована в 1853 году).
Как это часто бывает с независимыми режиссерами, Стив МакКуин начинал с камерного малобюджетного кино на современном материале. Но когда он вышел на большой простор, тот оказался ему вполне по силам. Это невероятная картина о рабстве и рабовладении снята откровенно, подробно, правдиво и жестоко. Визуальный ряд фильма сравнивают с полотнами Босха. Британскому режиссеру удалось точно и лаконично ярким, жестким языком рассказать о тяжелейшем периоде американской истории – «мрачно о мрачном».
И все же, не смотря на всю «зрелищность и мрачность», фильм о торжестве духа, достоинстве, вере и справедливости, благодаря высочайшему уровню мастерства всех участников проекта, превративших зрелище в искусство. Фильм необыкновенно красиво снят. Фирменным стилем оператора Шона Боббита являются длинные целостные сцены без монтажных склеек, обеспечивающие полный эффект присутствия. Необыкновенно хороши как «живописные полотна» - восходы, закаты, сумерки, вода, деревья, небо, и «портретная живопись» - крупные планы актеров, так и динамичный экшн.
Картина наполнена целой плеядой выразительных, талантливых актеров, среди которых Бред Пит, Чиветел Иджиофор, Майкл Фассбендер, Бенедикт Камбербэтч, Пол Дэйно, Пол Джаматти.
«12 лет рабства» безусловно, одно из главных событий года, гуманистический памфлет вне времени.
|