Каменск-Уральский известен своими мастерами. Ильенко Николай Иванович более 40 лет занимается камнерезным делом. Сказочная линия в его творчестве одна из ведущих. Целая серия работ создана по мотивам сказок А.С. Пушкина. Как возникли эти работы, вот об этом очерк мастера.
«Они в военные годы были совсем другие. С творчеством А.С. Пушкина я познакомился только в школьные годы. Зато дети мои и внуки его знали с малых лет. В советское время выпускалось много детской литературы по вполне приемлемой цене. Её я храню и сейчас, в ней много хороших добрых рисунков. Однажды перебирая книжки с внучкой, я заинтересовался рисунками к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Неоднократно пришлось перечитывать её, пока выбрал соответствующий сюжет, позволяющий из имеющегося материала выполнить камнерезную миниатюру.
Прекрасный лазурит создаёт спокойное море с набегающей волной. Босой старик с закатанными штанинами вытаскивает невод с золотой рыбкой. Длинная холщовая рубашка выполнена из разновидности шайтанского переливта. Для бороды и волос подошёл кахолонг. Лицо, руки и ноги выполнены из кремня синарских россыпей, оттуда же взят и сердолик для золотой рыбки, которая запуталась в сетях из луженой проволоки. Композиция получилась динамичной за счёт удачного подбора цветных камней.
Много было размышлений при изготовлении композиции по «Сказке о царе Салтане...». Здесь столько сюжетов, что глаза разбегаются. Но в руки попался интересный кусок чароита и своеобразный змеевик. Они и определили выбор сватьи бабы Бабарихи. Нарядная кофта из чароита, широченная юбка из змеевика, платок из светлого лазурита, да ещё кокошник из красного коралла создают колоритный образ разбитной бабёнки, в испуге отгоняющей комара, а передничек её сделан из мраморного оникса. И стоит она на подставке из косулинского авантюрина.
Каждая сказка А.С. Пушкина даёт камнерезу много свободы в творчестве, но здесь приходится выбирать какой-то один сюжет, учитывая и наличия камня и своё мастерство.
Третью работу я делал, зная что, грядёт юбилейный год А.С. Пушкина. Меня заинтересовала «Сказка о попе и его работнике Балде». Здесь уже многоплановая композиция. Балда сидит на бревне из новой горной породы – клевакинита. Рубашка выполнена из таганайского авантюрина. В руках он держит зайца из разновидности серого синарского агата, а рядом мешок из фоминского мрамора, надо понимать, с другим зайцем. Красная шапка из яшмы подчёркивают его простецкий вид. Чертёнок, как ему и положено быть – из тёмной яшмы. Вся композиция располагается на змеевике.
Я не могу сказать, что тема по сказкам А.С. Пушкина мною исчерпана. Я по-прежнему перечитываю их в поисках новых сюжетов, подбираю камни, навёрстываю то, что недополучил в детстве, но уже на другом уровне».
У Николая Ильенко есть ещё одно творческое увлечение – поэзия. Одно из своих стихотворений камнерез посвятил Александру Сергеевичу Пушкину.
«А кто это, бабушка, Пушкин такой? Он что, только сказки и пишет?» Погладила бабушка внука рукой, Как будто его и не слышит.
Потом усадила к себе на диван, И книжечку сказок листает. -А знаешь, был Пушкин, как ты, хулиган. «Нет, бабушка, так не бывает!»
«А как он столь сказок сумел написать?» «И как это он умудрился?» - Давай-ка, малыш, забирайся в кровать, - - У няни своей он учился.
- Какую мы сказку читали вчера? «Как жили старик и старуха». - Послушать другую настала пора, И в ней для тебя есть наука.
|