«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации
и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского
языка является не праздным занятием от нечего делать,
но насущной необходимостью».
Куприн А.И.
8 сентября в Международный День грамотности для школы № 23 библиотекари филиала №8 провели экскурс в историю "По дорогам родного языка". Этот праздник, пришедший к нам впервые в 1966 году по инициативе ЮНЕСКО, призван обратить внимание человечества на состояние грамотности в современном мире.
Мальчишки и девчонки совершить виртуальное путешествие в далекое прошлое. В обзоре литературы прозвучал рассказ о том, как учились школьники в старину, когда появилась первая школа в Каменск-Уральском. Ребята узнали, как обучались юные подмастерья при Каменском заводе, какие были у них учебники, какие предметы преподавались, как долго продолжались уроки, кто был учителем и мн. др. В 2014 году исполнилось 290 лет школе, обучающей грамоте детей мастеровых завода.
В древности народ на Руси занимался, в основном, земледелием. С ранней весны до поздней осени работали крестьяне в поле, чтобы прокормить свою семью. Но и об учении не забывали.
В старину по древнему обычаю детей отдавали на учение в день святого пророка Наума, называемого в народе Грамотником. И в народе говорили так: “Пророк Наум наставит на ум”. Празднуется этот день 14 декабря. Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «навести на ум» — надоумить, научить. Да и сами ученики просили у святого Наума “Батюшка Наум благослови на ум”! Ребята с удовольствием отметили отличия школы Древней Руси от современной.
С учащимися беседовали о значении грамотности в жизни современного человека. Школьники азартно вспоминали пословицы, поговорки, которые помогают человеку в жизни; добрые слова, которые могут и «Железные ворота открыть».
Основная идея обсуждений, которую усвоили ребята – это говорить правильно, грамотно – значит любить свой родной язык, уважать не только себя, но и окружающих.
Проводимые Дни грамотности заставляют нас задуматься, что мы говорим и как мы говорим.
|