Карта сайтаПоиск г.КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ основана в 1899 году

библио2pyshkinbaner1

 lit karta

лого2

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

Центральная городская библиотека имени А.С. Пушкина

Литература и кино: Итоги мини – исследования «Любимая экранизация художественной литературы»
kinolentaСо времен появления кинематографа экранизации великих литературных произведений занимают почетное место в фильмографиях известных режиссеров и актеров. Но какие книги адаптируют для экрана чаще всего? И какие экранизации известных литературных произведений предпочитает сегодняшний зритель? 
 
В год российского кино библиотека им. А.С. Пушкина провела опрос среди читателей города с целью выяснить любимые экранизации художественной литературы. 
 
В мини – исследовании приняло участие 63 человека. Большинство респондентов – 42,9% – люди среднего возраста (30 - 45 лет), 7% – 46 -55 лет, 56 лет и выше – 5%, подростки и молодежь – 8,6%. 23 человека (36,5%) свой возраст не указали. 
 
Так что же важно сегодняшнему зрителю? 
 
Разбег достаточно велик. В основном – это фильмы советского периода 70 – 90-х гг. XX века. Меньшее количество респондентов называют фильмы 50-х – 60-х гг. И всего 2% – фильмы, вышедшие на экран в 2010 -2015 гг.
 
Для людей старшего возраста любимыми являются экранизации книг военной тематики и произведений советского периода: 
 
Борис Васильев «А зори здесь тихие» (1972). Фильм Станислава Ростоцкого, в ролях: Андрей Мартынов, Ирина Долганова, Елена Драпеко, Екатерина Маркова.
 
«Они сражались за Родину» (1976). Фильм Сергея Бондарчука по одноимённому роману Михаила Шолохова.
 
Фильмы 50-60-х гг. пользуются не меньшей популярностью:
 
Михаил Шолохов «Тихий Дон» (1958) Режиссер Сергей Герасимов. В ролях: Петр Глебов, Элина Быстрицкая, Зинаида Кириенко, Людмила Хитяева. 
 
Юрий Герман «Дорогой мой человек». Фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1958 году режиссёром Иосифом Хейфицем по мотивам романа Юрия Германа «Дело, которому ты служишь» с привлечением сюжетного материала, в дальнейшем воплотившимся в романы «Дорогой мой человек» и «Я отвечаю за всё».
 
«Девчата» — советский комедийный художественный фильм, снятый в 1960 г. режиссёром Юрием Чулюкиным по одноимённой повести Бориса Бедного.
 
Михаил Шолохов «Судьба  человека» (1959г.) Режиссерский дебют Сергея Бондарчука. Фильм снят по одноименному рассказу Шолохова.
 
«Сорок первый» (1956) — художественный фильм режиссёра Григория Чухрая, снят по одноимённой повести Бориса Лавренёва. 
 
Подросткам и молодежи нравятся совсем другие фильмы. Среди ответов чаще всего встречаются:
 
«Костяника. Время лета» — кинофильм 2006 года. Трогательная история любви. Снят по повести «Костя + Ника =» известной детской писательницы Тамары Крюковой российским режиссером и художником Дмитрием Федоровым.
 
Телевизионный мини-сериал  «Охота на пиранью» (2006). Режиссер Андрей Кавун. В качестве основы сценария сериала использовался одноименный роман Александра Бушкова.
 
«Гардемарины, вперёд!» — первый фильм трилогии о гардемаринах. Фильм 1986-1987гг. снят по роману Нины Соротокиной «Трое из Навигацкой школы».
 
Наиболее часто встречающийся ответ – российский художественный фильм режиссера Елены Хазановой, снятый по мотивам одноимённого романа Дины Рубиной «Синдром Петрушки» (2015). 
 
Если говорить об адаптации классики, то почетное место занимают произведения русских писателей. 
 
Это «Война и мир» Л.Толстого, «Повести Белкина» А.С. Пушкина, «Месяц в деревне» И.Тургенева, «Вий» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» В.Гоголя, «Идиот» Ф.Достоевского, «Бесприданница» А.Н.Островского. 
 
10% респондентов считают лучшим фильм «Война и мир» С. Бондарчука с участием  Вячеслава Тихонова, Сергея Бондарчука, Людмилы Савельевой, Виктора Станицына. 
Киноэпопея Сергея Бондарчука 1965-1967 гг. выпуска в четырех частях – это лучший пример экранизации классических произведений русской литературы. В фильме прекрасно все – великолепные актеры, восхитительные баталии и сама история, в мельчайших подробностях переданная на экране. 
 
12 % называют фильм «Барышня-крестьянка» (1995) режиссера Алексея Сахарова с участием Елены Кориковой, Дмитрия Щербины, Василия Ланового, Леонида Куравлева. 
 
Один из любимейших отечественных классиков – Н.В.Гоголь. Произведениям его присущи особый колорит и неповторимая изюминка. Фильмы «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Александр Роу, 1961) и «Вий» (Константин Ершов, Георгий Кропачев, 1967) – лишнее тому подтверждение. Фильмы с отличной режиссерской работой и прекрасным актерским составом до сих пор любимы очень многими поколениями. Выбор в пользу этих экранизаций сделали 11% респондентов. 
 
«Жестокий романс» (1984) Эльдара Рязанова с Ларисой Гузеевой, для которой этот фильм стал дебютом в кино. Фильм снискал популярность у зрителей в том же 84-м году и рейтинг популярности его с того времени не падает. 
 
Из новинок был назван фильм Веры Глаголевой «Две женщины» (2014). Фильм снят по мотивам пьесы И.Тургенева «Месяц в деревне». В фильме – блистательный актерский состав: Рэйф Файнс, Анна Астраханцева, Александр Балуев и др. История создания этого фильма не менее интересна. 
 
В 2014 году снят и фильм Александра Варганова и Кирилла Михановского «Дубровский» – экранизация одноимённого романа Александра Пушкина. В ролях: Данила Козловский, Клавдия Коршунова, Юрий Цурило.
В1996 году – «Кавказский пленник» режиссёра Сергея Бодрова (старшего), снятый по мотивам одноимённого рассказа Льва Толстого.
 
Любая экранизация произведений классической литературы всегда привлекает к себе пристальное внимание критиков и зрителей. Читатели в этом плане более требовательны, ведь общепризнанные шедевры, по их мнению, должны быть либо экранизированы хорошо, либо не экранизированы вообще. 
 
Утверждение читателей, что «экранизация всегда хуже самой книги» неверно. Прекрасный пример – фильмы Владимира Бортко. Треть ответивших считают его сериал «Мастер и Маргарита» одним из лучших экранизаций великолепного романа Михаила Булгакова.
 
Названы так же и другие фильмы этого режиссера – «Собачье сердце» 1988 года с блистательным Евгением Евстигнеевым в главной роли и телевизионный сериал «Идиот» 2002 года с участием Евгения Миронова, Владимира Машкова, Инны Чуриковой, Олега Басилашвили.
 
Одной из любимых экранизаций наши читатели называют культовый роман И.Ильфа, Е.Петрова «Двенадцать стульев». Однако какая из экранизаций является лучшей – не известно. Год выпуска фильма и режиссер указан не был. Книга выдержала 16 экранизаций, начиная с 1933 года. Первая экранизация была в Чехии – режиссеры Мартин Фрич/Martin Fric, Михал Вашыньски/Michal Waszynski. В нашей стране наиболее популярны фильмы Леонида Гайдая и Марка Захарова. 
 
Первым в 1971 году вышел двухсерийный кинофильм Леонида Гайдая с Арчилом Гомиашвили в роли Бендера. С точки зрения постановки и режиссерской работы этот фильм явно выигрывает. А через пять лет в 1976 году Марк Захаров выпустил телефильм из четырех серий, где роль Остапа досталась Андрею Миронову. Интересный факт: Миронов пробовался на эту роль и в фильм Гайдая, но не устроил режиссера, хотя сегодня именно его во всем постсоветском пространстве считают настоящим Остапом Бендером. Так что телеверсия Захарова оказалась более популярной и всенародно любимой. 
 
Некоторые экранизации в кино выглядят даже интереснее, чем на бумаге. Это уже произведения, живущие своей собственной жизнью.  
Творчество Марка Захарова подарило отечественным зрителям несколько виртуозных, по-настоящему умных фильмов, среди которых «Тот самый Мюнхгаузен» (1997), снятый по пьесе Григория Горина. Это, пожалуй, самый лучший и совершенный фильм Захарова. За основу сценария Григорий Горин взял собственную пьесу «Самый правдивый», для создания которой использовались сюжеты произведений Р.Э. Распе о приключениях легендарного барона Мюнхгаузена.
 
Так же лучшими фильмами были названы «Утиная охота» (1979), снят по пьесе Александра Вампилова «Отпуск в сентябре». Режиссер Виталий Мельников с участием Олега Даля в главной роли, которую, кстати, можно смело назвать одной из лучших в его послужном списке. Речь идет о роли Зилова. И фильм «Алые паруса» (1961г.) – снят по одноименной повести Александра Грина с Анастасией Вертинской и Василием Лановым в главных ролях. Фильм этот до сих пор приковывает к себе внимание точностью расставленных акцентов. 
 
Не меньшее влияние на мировой кинематограф оказала зарубежная литература – произведения Эдгара Алана По, Роберта Л. Стивенсона, Дж. Лондона, А.Дюма, Артура Конан Дойла (его персонаж Шерлок Холмс даже попал в книгу рекордов Гиннеса – по частоте экранизаций).
После того, как Артур Конан Дойл создал первую историю о Шерлоке Холмсе в 1887 году, на протяжении почти целого века любители приключений гениального сыщика рисовали, каждый на свой лад, его образ в своём воображении. 
И вот в 1979 году в СССР на экраны вышел сериал «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» 
режиссера Игоря Масленникова, где главную роль сыграл Василий Ливанов. С тех пор вопрос о том, как же на самом деле выглядел мистер Холмс, был закрыт навсегда. Наши читатели предпочитают экранизацию 1979 года, новый фильм (2010г.) назван не был. 
 
Почему режиссерам так нравится вновь и вновь возвращаться к сюжетам известных книг? Какие из экранизаций зарубежной литературы являются лучшими по мнению наших читателей? 
 
Кроме знаменитого «Шерлока Холмса», это, несомненно, А.Дюма «Три мушкетера». Примечательна судьба этого романа. Книга  выдержала более ста экранизаций. Любимым читатели называют трёхсерийный музыкальный приключенческий  фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра», снятый в 1978 году режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевичем. 
Есть фильмы, которые сильно отличаются от книги, но от этого не ставшие хуже. Это «Сердца трех» (1992) – снят по одноименному роману Дж.Лондона. В ролях – Жигунов, Хмельницкая, Шевельков.
 
Фильм 2002 года режиссёра Стивена Долдри «Часы» – экранизация одноимённого романа Майкла Каннингема с Николь Кидман, Джулианной Мур, Мэрил Стрип. Картина стала одним из самых заметных кинособытий 2002 года.
 
Произведения Чака Поланика многие называют мрачными и шокирующими и категорически и не рекомендуют их к прочтению слабонервным. Известной и самой лучшей экранизацией его романов-бестселлеров стал «Бойцовский клуб», снятый Дэвидом Финчером в 1999. В главных ролях – Эдвард Нортон и Брэд Питт.
 
Роман Патрика Зюскинда «Парфюмер» вот уже более двадцати лет будоражит воображение читающей публики, а фильм, снятый Томом Тыквером, является уникальной экранизацией образов, своего рода попыткой экранизировать запах.
 
Ремарк очень популярен сейчас и был самым популярным прозаиком своего поколения. Его произведения, оказывающие влияние не на одно поколение читателей, были экранизированы около 20 раз. В том числе в 1971 году роман-исповедь «Ночь в Лиссабоне». Режиссёр — Збынек Брыных. В ролях: Мартин Бенрат, Эрика Плухар, Хорст Франк, Вадим Гловна.
 
«Унесенные ветром» — кинофильм режиссёра Виктора Флеминга и продюсера Дэвида Селзника, поставленный по одноимённому роману Маргарет Митчелл. Первая в мире полнометражная цветная кинокартина, снятая по трёхплёночной технологии «техниколор». Премьера фильма состоялась 15 декабря 1939 года в городе Атланта, где и разворачивается его основное действие. Это тот самый случай, когда с уверенностью можно сказать, что этот фильм был, есть и, наверное, так и останется шедевром мирового кинематографа. Я не знаю ни одного другого примера, когда фильм, снятый по первоисточнику – книге, ни в чем бы ей не уступал. Пожалуй, только «Война и мир» Сергея Бондарчука.
 
Если же говорить о сказках, то здесь читатели называют «Приключения Буратино» — советский двухсерийный музыкальный телефильм, снятый по мотивам сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», созданный на киностудии «Беларусьфильм» в 1975 году и «Пеппи Длинныйчулок» Маргариты Микаэлян (1984г.) — советский двухсерийный музыкальный детский телефильм по мотивам повести Астрид Линдгрен «Пеппи поселяется на вилле „Курица“».
 
«Приключения Алисы в Стране чудес», написанная Льюисом Кэрроллом в 1865 году вот уже на протяжении столетия остается супер популярной книгой. Она стала национальным символом Англии и выдержала более 30 экранизаций. Последнюю экранизацию знаменитого произведения, снятую Тимом Бертоном в 2010 году с использованием 3D и анимации можно считать своеобразным продолжением «Алисы в Стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье». Любимый фильм у читателей именно «Алиса…» 2010 года. 
 
Хорошая книга – стимул посмотреть ее экранизацию. А запоминающаяся экранизация  – повод прочитать литературную основу. 
Поэтому не стоит ограничивать себя чем-то одним. Лучше получить живые эмоции из разных источников. А значит, стоит читать и смотреть. А некоторые – обязательны к просмотру и прочтению!
scroll back to top
 

Comments are now closed for this entry

 

623428 Свердловская область
г. Каменск-Уральский, пр. Победы, 33

Дежурный библиотекарь: тел. (3439) 32 23 53
Медиатека: тел. (3439) 32 33 81
e-mail: cgb-sbo@yandex.ru

© 2010-2024 г. ЦГБ им. Пушкина