27 июля 2011 исполнилось бы 75 лет выдающемуся солисту балета Марису Лиепе.
Он ушел в 52 года, почти как Рудольф Нуреев. С тем лишь различием, что обреченный Нуреев до последних дней спасался творчеством - танцевал, ставил, дирижировал. Лиепа же в расцвете жизненных сил остался не у дел. "Марис просто сгорел, - сказал один из его друзей, - внутри него клокотал вулкан, и, не найдя выхода, раскаленная лава поглотила его самого".
Марис Рудольф Эдуардович Лиепа родился 27 июля 1936 г. в Риге, столице Латвии. Его отец, Эдуард Лиепа, работал машинистом сцены Латвийской национальной оперы. Марис в детстве часто болел, и, по совету друга отца (директора балетной студии), в целях укрепления здоровья, родители отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище.
Занятия в училище Марис сочетал с активными занятиями спортом, был неоднократным чемпионом Латвии по плаванью. На соревнованиях по плаванью он и был замечен отдыхавшими на Рижском взморье балетными педагогами из Москвы Е. Сергиевской и Н. Тарасовым. Эти педагоги способствовали переводу перспективного ученика Рижского училища в Московское хореографическое училище (МХУ). Перевод состоялся в 1953 г. В Московском училище в Лиепе первоначально видели характерного танцовщика, но через год он исполнил партию Принца в спектакле МХУ "Щелкунчик", а к выпускному концерту подготовил классические номера - па-де-де из балета "Дон Кихот" и партию Солора в акте "Тени" из "Баядерки". Это решило его дальнейшую судьбу – после выпуска из училища Марис Лиепа становится классическим танцовщиком. В 1955 г. Лиепа с отличием окончил Московское хореографическое училище, имея все шансы остаться в Москве, но Министерство культуры Латвийской республики потребовало возвращения выпускника МХУ в Ригу.
По возвращении в Ригу Лиепа получил партию Зигфрида в "Лебедином озере", театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Это была последняя партия, исполненная Лиепой в составе Латвийского государственного театра оперы и балета: летом 1956 г. Лиепа принял приглашение поступить в труппу второго балетного театра Москвы – Московского музыкального театра.
В 1960 г. Лиепа получил приглашение от главного балетмейстера Большого театра СССР Л. Лавровского поступить в труппу ведущего балетного театра страны.
С середины 60-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 г. нового главного балетмейстера – Ю.Н. Григоровича.
28 марта 1982 года огненная энергия в последний раз выплеснулась на сцену Большого. Лиепа танцевал Красса в "Спартаке". Эта роль прославила его на весь мир. Она же его погубила. Собственно, всю артистическую жизнь Лиепы можно разделить на две части: до Красса и после.
Сначала честолюбивый уроженец Риги брал Москву штурмом. Под его натиском пал "Стасик" - там он проработал четыре года. Затем был Большой, чьим солистом он стал в июне 1960-го. Лиепа перетанцевал всех романтических персонажей, прежде чем судьба подарила ему главную роль. У судьбы было имя и должность - главный балетмейстер Большого Театра Юрий Григорович. В главном советском театре он поставил антисоветский спектакль. По крайней мере, так прочел его Лиепа-Красс. Исполнительскому мастерству Лиепы была свойственна масштабность, драматичная насыщенность образов, редкая актерская выразительность. Его танец отличался мужественностью, элегантностью, четкостью рисунка. Вершина творчества Лиепы — партия Красса в "Спартаке" Ю. Григоровича. Его внешне блистательный, властолюбивый герой олицетворял собой зло, насилие, жестокость.
Марис великолепный, Марис удачливый, Марис богатый - так по римской традиции впору было именовать его в годы триумфа. На фоне брежневской Москвы он выглядел истинным аристократом - холеный, благоухающий дорогим парфюмом, безукоризненно воспитанный, безупречно одетый. К внешнему блеску прилагались роскошная квартира в Брюсовом переулке, невиданные в столице иномарки, коллекция антиквариата, красавица жена и дети-ангелочки…
Он проиграл, когда уверовал в свою гениальность и счастливую звезду. Надменный триумфатор Красс стал его вторым "я". Во всех ролях Лиепы угадывался его лик. Однако ролей в Большом становилось все меньше и меньше. И Марис вступил в бой с Григоровичем. Как Красс в последнем походе, он пошел не в обход, а напрямик. Резкие высказывания в адрес руководства следовали одно за другим. Апофеозом стала статья в "Правде", обвиняющая главного балетмейстера в забвении балетных ценностей. После опубликованной в 1979 г. статьи Лиепы с критикой методов руководства театром Ю. Григоровичем около двух лет Марису не давали танцевать на сцене Большого театра
Григорович же, будучи максималистом, придерживался жесткого правила: артист хорош настолько, насколько хорош его последний спектакль. Лиепа тоже был максималистом. Он понимал, что стареет, что танцевальные кондиции уходят, и это сознание его съедало. В дневниках он продолжал описывать свои спектакли как триумфы. Но тут же вспоминал их последствия: "Я задыхаюсь, лежу ничком, давлюсь, меня чуть ли не рвет...".
От некоторых откровений его дневников ком в горле: "Продолжается хандра. Дикая тишина, мучительная, изо дня в день. Бесперспективность - это, наверное, самое страшное в жизни... Вот и убиваю себя, чтобы все во мне омертвело..."
Лиепа пал в схватке с самим собой. Последние шесть лет его жизни прошли в алкогольном угаре и завершились роковым инфарктом.
Его любимый герой Марк Лициний Красс был убит в бою. До конца дней он воевал и побеждал. Словом, занимался любимым делом. Марису судьба отказала в этом счастье. Видно, по жизни он все же не был Крассом...
Репертуар Мариса Лиепы:
- "Сакта свободы" (А.Скулте), Тотс, 1955
- "Лайма" (Е. Тангиева-Берзниек), Никита, 1955
- "Раймонда" (М. Петипа), Солист в гран-па, 1955
- "Корсар" (М. Петипа), Солист в Пад' экслав, 1956
- "Лебединое озеро" (М. Петипа, Л. Иванов), Принц Зигфрид, 1956
- "Лебединое озеро" (А. Горский, А. Мессерер), Принц Зигфрид, 1956
- "Бахчисарайский фонтан" (Р. Захаров), Вацлав, 1956
- "Жанна д' Арк" (В. Бурмейстер), Лионель, 1957
- "Корсар" (Н. Гришина), Конрад, 1957
- "Лесная фея" (А. Чичинадзе), Чабан,1958
- "Шехерезада" (В. Бурмейстер), Синдбад, 1958
- "Штраусиана" (В. Бурмейстер), Поэт, 1959
- "Дон Кихот" (А. Горский), Базиль, 1960
- "Тропой грома" (К. Сергеев), Ленни, 1960
- "Вальпургиева ночь" из оперы "Фауст" (Л. Лавровский), Вакх, 1961
- "Жизель" (Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа), Граф Альберт, 1961
- "Ночной город" (Л. Лавровских), Юноша, 1961
- "Лебединое озеро" (А. Горский, А. Мессерер), Принц Зигфрид , 1961
- "Гаяне" (В. Вайнонен), Армен, 1962
- "Класс-концерт" (А. Мессерер), солист, 1962
- "Шопениана" (М. Фокин), Юноша, 1962
- "Страницы жизни" (Л. Лавровский), Георгий, 1962
- "Спартак" (Л. Якобсон), Спартак А.,1962
- "Золушка" (Р. Захаров), Принц , 1963
- "Раймонда" (Л. Лавровский по М. Петипа и А. Горскому), Жан де Бриен, 1963
- "Спящая красавица" (Ю. Григорович по М. Петипа), Принц Дезире 1963
- "Ромео и Джульетта" (Л. Лавровский), Ромео, 1963
- "Сказка о солдате и черте" (Э. Суве), Черт, 1964
- "Легенда о любви" (Ю. Григорович), Ферхад ,1965
- "Видение розы" (М. Фокин), Дух розы, 1967
- "Бахчисарайский фонтан" (Р. Захаров), Вацлав, 1967
- "Спартак" (Ю. Григорович), Красс, 1968
- Телебалет "Гамлет" (В. Камков), Гамлет, 1969
- "Лебединое озеро" (Ю. Григорович), Принц Зигфрид , 1970
- "Анна Каренина" (Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов, М. Плисецкая), Вронский, 1972
- "Спящая красавица" (Ю. Григорович по М. Петипа), Принц Дезире, 1974
- Телебалет "Имя твое" (А. Лапаури, О. Тарасова), Анри - на музыку Ф. Пуленка, 1974
- "Анна Каренина" (Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов, М. Плисецкая), Каренин, 1976
- "Кармен-сюита" (А. Лемберг), Хозе, 1976
- "Бахчисарайский фонтан" (Р. Захаров), Хан Гирей, 1976
- "Любовью за любовь" (В. Боккадоро), Клавдио, 1976
- Фильм-балет "Спартак" (Ю. Григорович), Красс, 1976
- Телебалет "Галатея" (Д. Брянцев), Хиггинс, 1977
- "Чипполино" (Г. Майоров), Принц Лимон, 1977
- "Эти чарующие звуки..." (В. Васильев), Солист, 1978
- "Жизель" (Ж. Перро, Ж. Коралли, М. Петипа), Ганс, 1979
- "Идиот" (Б. Эйфман), Рогожин, 1981
- "Автографы" (Б. Эйфман), Солист, 1981
- "Спящая красавица" (М. Лиепа по М.Петипа), Король Флорестан, Фея Карабос,1984
Источники: http://lichnosti.net/people_888-art_1269.html http://www.izvestia.ru/person/article3126725/ http://www.ballet.classical.ru/b_mliepa.html
Литература о жизни и творчестве Мариса Лиепы
Лиепа, М. Вчера и сегодня в балете.- М.: Мол. Гвардия, 1982. – 190 с., ил. – (Мастера искусств – молодежи). Имеются экземпляры: чзи (1)
Лиепа, М. Я хочу танцевать сто лет / М. Лиепа. - М. : АСТ-Пресс Книга, 2006. - 344 с: ил. - (Звезды балета). - (в пер). Имеются экземпляры: чзи (1)
Белова Е. Все "звезды" - Марису Лиепе. [Текст] / Е. Белова // Культура - 1997. - № 41, окт. - С.13
Васильев В. Штанга принца Зигфрида [Текст] / В. Васильев // Спортивная жизнь России. - 1999. - № 3. - С.44-46.
Лиепа М. Я хочу танцевать сто лет [Текст] / М. Лиепа // Мир искусств. - 1999. - № 3. - С.3-158.
Лиепа И. Отец нам казался сказочным принцем": интервью с дочерью великого танцора, балериной Илзой Лиепа / записал Л. Гуревич [Текст] / И. Лиепа // Учительская газета. - 2002. - № 30, апр. - С.24
|