Карта сайтаПоиск г.КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ основана в 1899 году

библио2pyshkinbaner1

 lit karta

лого2

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

Центральная городская библиотека имени А.С. Пушкина

75 лет со дня рождения Лиепы М.

27 июля 2011 исполнилось бы 75 лет выдающемуся солисту балета Марису Лиепе.


Он ушел в 52 года, почти как Рудольф Нуреев. С тем лишь различием, что обреченный Нуреев до последних дней спасался творчеством - танцевал, ставил, дирижировал. Лиепа же в расцвете жизненных сил остался не у дел. "Марис просто сгорел, - сказал один из его друзей, - внутри него клокотал вулкан, и, не найдя выхода, раскаленная лава поглотила его самого".

Марис Рудольф Эдуардович Лиепа родился 27 июля 1936 г. в Риге, столице Латвии. Его отец, Эдуард Лиепа, работал машинистом сцены Латвийской национальной оперы. Марис в детстве часто болел, и, по совету друга отца (директора балетной студии), в целях укрепления здоровья, родители отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище.


Занятия в училище Марис сочетал с активными занятиями спортом, был неоднократным чемпионом Латвии по плаванью. На соревнованиях по плаванью он и был замечен отдыхавшими на Рижском взморье балетными педагогами из Москвы Е. Сергиевской и Н. Тарасовым. Эти педагоги способствовали переводу перспективного ученика Рижского училища в Московское хореографическое училище (МХУ). Перевод состоялся в 1953 г. В Московском училище в Лиепе первоначально видели характерного танцовщика, но через год он исполнил партию Принца в спектакле МХУ "Щелкунчик", а к выпускному концерту подготовил классические номера - па-де-де из балета "Дон Кихот" и партию Солора в акте "Тени" из "Баядерки". Это решило его дальнейшую судьбу – после выпуска из училища Марис Лиепа становится классическим танцовщиком. В 1955 г. Лиепа с отличием окончил Московское хореографическое училище, имея все шансы остаться в Москве, но Министерство культуры Латвийской республики потребовало возвращения выпускника МХУ в Ригу.

По возвращении в Ригу Лиепа получил партию Зигфрида в "Лебедином озере", театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Это была последняя партия, исполненная Лиепой в составе Латвийского государственного театра оперы и балета: летом 1956 г. Лиепа принял приглашение поступить в труппу второго балетного театра Москвы – Московского музыкального театра.

В 1960 г. Лиепа получил приглашение от главного балетмейстера Большого театра СССР Л. Лавровского поступить в труппу ведущего балетного театра страны.

С середины 60-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 г. нового главного балетмейстера – Ю.Н. Григоровича.

28 марта 1982 года огненная энергия в последний раз выплеснулась на сцену Большого. Лиепа танцевал Красса в "Спартаке". Эта роль прославила его на весь мир. Она же его погубила. Собственно, всю артистическую жизнь Лиепы можно разделить на две части: до Красса и после.


Сначала честолюбивый уроженец Риги брал Москву штурмом. Под его натиском пал "Стасик" - там он проработал четыре года. Затем был Большой, чьим солистом он стал в июне 1960-го. Лиепа перетанцевал всех романтических персонажей, прежде чем судьба подарила ему главную роль. У судьбы было имя и должность - главный балетмейстер Большого Театра Юрий Григорович. В главном советском театре он поставил антисоветский спектакль. По крайней мере, так прочел его Лиепа-Красс. Исполнительскому мастерству Лиепы была свойственна масштабность, драматичная насыщенность образов, редкая актерская выразительность. Его танец отличался мужественностью, элегантностью, четкостью рисунка. Вершина творчества Лиепы — партия Красса в "Спартаке" Ю. Григоровича. Его внешне блистательный, властолюбивый герой олицетворял собой зло, насилие, жестокость.


Марис великолепный, Марис удачливый, Марис богатый - так по римской традиции впору было именовать его в годы триумфа. На фоне брежневской Москвы он выглядел истинным аристократом - холеный, благоухающий дорогим парфюмом, безукоризненно воспитанный, безупречно одетый. К внешнему блеску прилагались роскошная квартира в Брюсовом переулке, невиданные в столице иномарки, коллекция антиквариата, красавица жена и дети-ангелочки…

Он проиграл, когда уверовал в свою гениальность и счастливую звезду. Надменный триумфатор Красс стал его вторым "я". Во всех ролях Лиепы угадывался его лик. Однако ролей в Большом становилось все меньше и меньше. И Марис вступил в бой с Григоровичем. Как Красс в последнем походе, он пошел не в обход, а напрямик. Резкие высказывания в адрес руководства следовали одно за другим. Апофеозом стала статья в "Правде", обвиняющая главного балетмейстера в забвении балетных ценностей. После опубликованной в 1979 г. статьи Лиепы с критикой методов руководства театром Ю. Григоровичем около двух лет Марису не давали танцевать на сцене Большого театра

Григорович же, будучи максималистом, придерживался жесткого правила: артист хорош настолько, насколько хорош его последний спектакль. Лиепа тоже был максималистом. Он понимал, что стареет, что танцевальные кондиции уходят, и это сознание его съедало. В дневниках он продолжал описывать свои спектакли как триумфы. Но тут же вспоминал их последствия: "Я задыхаюсь, лежу ничком, давлюсь, меня чуть ли не рвет...".

От некоторых откровений его дневников ком в горле: "Продолжается хандра. Дикая тишина, мучительная, изо дня в день. Бесперспективность - это, наверное, самое страшное в жизни... Вот и убиваю себя, чтобы все во мне омертвело..."

Лиепа пал в схватке с самим собой. Последние шесть лет его жизни прошли в алкогольном угаре и завершились роковым инфарктом.

Его любимый герой Марк Лициний Красс был убит в бою. До конца дней он воевал и побеждал. Словом, занимался любимым делом. Марису судьба отказала в этом счастье. Видно, по жизни он все же не был Крассом...

Репертуар Мариса Лиепы:

  • "Сакта свободы" (А.Скулте), Тотс, 1955
  • "Лайма" (Е. Тангиева-Берзниек), Никита, 1955
  • "Раймонда" (М. Петипа), Солист в гран-па, 1955
  • "Корсар" (М. Петипа), Солист в Пад' экслав, 1956
  • "Лебединое озеро" (М. Петипа, Л. Иванов), Принц Зигфрид, 1956
  • "Лебединое озеро" (А. Горский, А. Мессерер), Принц Зигфрид, 1956
  • "Бахчисарайский фонтан" (Р. Захаров), Вацлав, 1956
  • "Жанна д' Арк" (В. Бурмейстер), Лионель, 1957
  • "Корсар" (Н. Гришина), Конрад, 1957
  • "Лесная фея" (А. Чичинадзе), Чабан,1958
  • "Шехерезада" (В. Бурмейстер), Синдбад, 1958
  • "Штраусиана" (В. Бурмейстер), Поэт, 1959
  • "Дон Кихот" (А. Горский), Базиль, 1960
  • "Тропой грома" (К. Сергеев), Ленни, 1960
  • "Вальпургиева ночь" из оперы "Фауст" (Л. Лавровский), Вакх, 1961
  • "Жизель" (Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа), Граф Альберт, 1961
  • "Ночной город" (Л. Лавровских), Юноша, 1961
  • "Лебединое озеро" (А. Горский, А. Мессерер), Принц Зигфрид , 1961
  • "Гаяне" (В. Вайнонен), Армен, 1962
  • "Класс-концерт" (А. Мессерер), солист, 1962
  • "Шопениана" (М. Фокин), Юноша, 1962
  • "Страницы жизни" (Л. Лавровский), Георгий, 1962
  • "Спартак" (Л. Якобсон), Спартак А.,1962
  • "Золушка" (Р. Захаров), Принц , 1963
  • "Раймонда" (Л. Лавровский по М. Петипа и А. Горскому), Жан де Бриен, 1963
  • "Спящая красавица" (Ю. Григорович по М. Петипа), Принц Дезире 1963
  • "Ромео и Джульетта" (Л. Лавровский), Ромео, 1963
  • "Сказка о солдате и черте" (Э. Суве), Черт, 1964
  • "Легенда о любви" (Ю. Григорович), Ферхад ,1965
  • "Видение розы" (М. Фокин), Дух розы, 1967
  • "Бахчисарайский фонтан" (Р. Захаров), Вацлав, 1967
  • "Спартак" (Ю. Григорович), Красс, 1968
  • Телебалет "Гамлет" (В. Камков), Гамлет, 1969
  • "Лебединое озеро" (Ю. Григорович), Принц Зигфрид , 1970
  • "Анна Каренина" (Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов, М. Плисецкая), Вронский, 1972
  • "Спящая красавица" (Ю. Григорович по М. Петипа), Принц Дезире, 1974
  • Телебалет "Имя твое" (А. Лапаури, О. Тарасова), Анри - на музыку Ф. Пуленка, 1974
  • "Анна Каренина" (Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов, М. Плисецкая), Каренин, 1976
  • "Кармен-сюита" (А. Лемберг), Хозе, 1976
  • "Бахчисарайский фонтан" (Р. Захаров), Хан Гирей, 1976
  • "Любовью за любовь" (В. Боккадоро), Клавдио, 1976
  • Фильм-балет "Спартак" (Ю. Григорович), Красс, 1976
  • Телебалет "Галатея" (Д. Брянцев), Хиггинс, 1977
  • "Чипполино" (Г. Майоров), Принц Лимон, 1977 
  • "Эти чарующие звуки..." (В. Васильев), Солист, 1978
  • "Жизель" (Ж. Перро, Ж. Коралли, М. Петипа), Ганс, 1979
  • "Идиот" (Б. Эйфман), Рогожин, 1981 
  • "Автографы" (Б. Эйфман), Солист, 1981 
  • "Спящая красавица" (М. Лиепа по М.Петипа), Король Флорестан, Фея Карабос,1984

Источники:
http://lichnosti.net/people_888-art_1269.html
http://www.izvestia.ru/person/article3126725/
http://www.ballet.classical.ru/b_mliepa.html

Литература о жизни и творчестве Мариса Лиепы


Лиепа, М. Вчера и сегодня в балете.- М.: Мол. Гвардия, 1982. – 190 с., ил. – (Мастера искусств – молодежи). Имеются экземпляры: чзи (1)


Лиепа, М. Я хочу танцевать сто лет / М. Лиепа. - М. : АСТ-Пресс Книга, 2006. - 344 с: ил. - (Звезды балета). - (в пер). Имеются экземпляры: чзи (1)

Белова Е. Все "звезды" - Марису Лиепе. [Текст] / Е. Белова // Культура - 1997. - № 41, окт. - С.13

Васильев В. Штанга принца Зигфрида [Текст] / В. Васильев // Спортивная жизнь России. - 1999. - № 3. - С.44-46.

Лиепа М. Я хочу танцевать сто лет [Текст] / М. Лиепа // Мир искусств. - 1999. - № 3. - С.3-158.

Лиепа И. Отец нам казался сказочным принцем": интервью с дочерью великого танцора, балериной Илзой Лиепа / записал Л. Гуревич [Текст] / И. Лиепа // Учительская газета. - 2002. - № 30, апр. - С.24

scroll back to top
 

Добавить комментарий

 

623428 Свердловская область
г. Каменск-Уральский, пр. Победы, 33

Дежурный библиотекарь: тел. (3439) 32 23 53
Медиатека: тел. (3439) 32 33 81
e-mail: cgb-sbo@yandex.ru

© 2010-2024 г. ЦГБ им. Пушкина