"Говорить сегодня об экологии - это,
значит, говорить не об изменении
жизни, а о её спасении".
В. Распутин
«Управлять природой можно лишь подчиняясь ей»
Фрэнсис Бэкон
С 3 июля на АБОНЕМЕНТЕ центральной городской библиотеки им. А.С.Пушкина работает книжная выставка-рекомендация «НЕ ОТКРЫВАЙТЕ КНИГ СЛУЧАЙНЫХ», посвящённая теме экологии в художественной литературе и в рамках Года экологии.
Человек и природа. Эта тема никогда не теряет своей актуальности. О проблемах взаимосвязи человека и природы говорили многие писатели прошлых веков и современности. Слова тургеневского Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» - понимались как призыв к подчинению природы человеком. Советскому человеку внушалось, что у нас много лесов, полей и рек. Так ли много – значит ли это, что природные богатства не надо беречь?
В последнее время все больше авторов продвигают идеи бережного отношения человека к природе. Экологические идеи проникли и в художественную литературу.
Художественная литература дает представление читателям о том, что ценность природы не исчерпывается богатством ее ресурсов.
Велико наследие литературы XIX века. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы.
В творчестве Ивана Сергеевича Тургенева прослеживается мысль о единстве человека и мира природы. Его знаменитый цикл рассказов «Записки охотника» посвящен природе.
Каждая строчка произведения Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» наполнена огромной любовью к родной природе: «Природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает домолетно. И никакой человек не царь ей, природе-то… Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку…»
В произведениях известного русского писателя Валентина Распутина человек является звеном в цепи человеческих поколений, которая, в свою очередь, является частью природной цепи. Чувство этой связи – сопричастность всему живому и вечному – в героях Распутина противостоит безнравственным категориям. «Прощание с Матерой» - своеобразная повесть-предупреждение, попытка показать людям «будущие итоги настоящих событий».
Русский писатель Виктор Астафьев в своем романе «Царь-рыба» выражает мнение, что люди, варварски истребляющие природу, проявляют в этом свою бездуховность и аморальность. На протяжении всего повествования Астафьев проводит мысль о гармонии человека и природы.
АБОНЕМЕНТ центральной городской библиотеки им. А.С.Пушкина предлагает вашему вниманию художественные произведения, авторы которых не только восхищаются природой, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к ней.
По материалам сайтов:
Выставка работает до 13 августа.
Ждём всех желающих по адресу: пр. Победы, 33.
Телефон для справок: 32-56-09.
МАТЕРИАЛЫ ВЫСТАВКИ:
Айтматов Ч.
Плаха.- М. : Известия, 1990. - (Библиотека советской прозы).
Аннотация: В 1987 году в журнале «Роман-газета» был напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека. Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком. Волк у Айтматова - не зверь, он намного человечнее, чем сам человек.
Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы всего лишь ее часть.
Арсеньев В.К.
Дерсу Узала. – М. : Дет. лит., 2015. – (Школьная библиотека).
Аннотация: Книги В.К. Арсеньева - выдающегося путешественника, исследователя Дальнего Востока и писателя давно вошли в золотой фонд советской географической и приключенческой литературы. Автор книги - человек особенный. Это русский путешественник и исследователь начала двадцатого века, который сам был участником и руководителем многих экспедиций по Дальнему Востоку. В этих произведениях он рассказывает о том, какие тайны и несметные богатства хранит в себе суровая тайга, о том, как трудно выжить неподготовленному человеку, оказавшемуся одному в тайге.
Дерсу Узала - это имя главного героя, старого охотника-следопыта, который помогал Арсеньеву в его путешествиях, помогая прокладывать маршруты в непроходимых местах, в критических ситуациях не раз спасая ему жизнь. Акира Куросава снял по этим произведениям свой знаменитый фильм «Дерсу Узала».
Астафьев В.
Царь-рыба: Повествование в рассказах. - М. : Эксмо, 2006. – (Русская классика ХХ века).
Аннотация: Самобытный талант русского прозаика Виктора Астафьева мощно и величественно звучит в одном из самых значительных его произведений - повествовании в рассказах «Царь-рыба». Эта книга, принесла автору всенародное признание и мировую известность.
Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах.
В судьбе природы – наша судьба: Писатели об экологических проблемах. – М. : Худож. лит., 1990.
Аннотация: В сборник включены статьи писателей и публицистов, в основном опубликованные в периодике в последние два-три года и ставшие заметным явлением в общем потоке статей по экологии. За каждой из этих работ стоит настоящее подвижничество автора в борьбе за сохранение природы, а значит, и самой жизни на Земле. Один сборник не может охватить все проблемы, все республики и регионы, поэтому предпочтение отдано статьям обобщающего характера и по самым "болевым точкам"....
Васильев Б.
Не стреляйте в белых лебедей. - М. : Вече, 2012. - 318 с. – (Любимая проза).
Аннотация: Роман «Не стреляйте белых лебедей» занимает особое место в творчестве Бориса Васильева, писателя-фронтовика, знаменитого своей пронзительной и честной прозой о войне. Это произведение, которое некоторые критики упрекали в излишнем сентиментализме, неизменно вызывает у читателя острую жалость и сострадание к судьбе главного героя и настойчиво напоминает о том, что добро уязвимо. За какое бы дело ни брался Егор Полушкин, все кончалось недоразумением. И жена, и соседи звали его не иначе как бедоносцем. Но непутевый этот мужик был наделен талантом истинного художника и собственным взглядом на жизнь, который сильно отличал его от односельчан, практичных и рассудительных. В конце концов Егор находит свое призвание, дело, которое у него получается лучше всего, - любить и заботиться о прекрасном. Став лесничим, он с особой нежностью бережет семейство белых лебедей. Но однажды в лес приходят браконьеры…
Веллер М.
Б. Вавилонская. – СПб, 2006.
Аннотация: Пророческий роман ХХ века о злоключениях Москвы в экологических катастрофах.
Даррелл Дж.
Перегруженный ковчег. Зоопарк в моём доме. - Мн. : Юнацтва, 1986.
Аннотация: Вместе с известным английским зоологом и писателем Джералдом Дарреллом вы совершите увлекательную экскурсию в Западную Африку. В дороге вас ждут головокружительные приключения в тропическом лесу и интересные встречи с его экзотическими обитателями. Вы полюбуетесь причудливым танцем хамелеона, `сразитесь` с агрессивным вараном, посмеетесь над суевериями местных жителей...
Залыгин С.
На Большую землю. - М. : Мол. гвардия, 1985. - (Библиотека юношества).
Аннотация: В сборник писателя, лауреата Государственной премии СССР вошёл роман «Тропы Алтая», посвященный исследователям Горного Алтая - чудесного края на юге Западной Сибири, наделенного самыми разнообразными природными богатствами.
Два поколения ученых составляют «Карту растительных ресурсов» Алтая летом 1960 года. И хотя действие романа ограничивается несколькими месяцами, перед нами возникают непростые судьбы и биографии героев на протяжении почти всей их жизни. Человек и природа, человек - покоритель природы - вот основная идея романа, насыщенного острыми конфликтами, научными и философскими спорами.
Также в книгу вошли повесть «Наши лошади» и рассказы «На Большую Землю», «Пик половодья» и «Санный путь».
Кервуд Дж.О.
Гризли. Казан. Бродяги Севера. В дебрях Севера. - М. : Правда, 1991.
Аннотация: Действие повести «Гризли» происходит на канадском Севере. Там, в суровых и труднодоступных местах, встретились великан-медведь и маленький медвежонок, потерявший свою мать и вынужденный сам заботиться о себе. Судьба сводит вместе осиротевшего малыша и огромного раненного медведя. Их ждут увлекательные приключения, полные неожиданных открытий и подстерегающих на каждом шагу опасностей.
"Казан" - удивительная повесть, получившая название по имени главного героя... Если есть на свете существа, созданные, чтобы мы не забывали, что такое страх, то волк - один из них. Ненасытный, беспощадный хищник - вот что такое волк... А что получится, если волк наполовину собака? Но кто он, Казан: собака или волк? Преданный друг или свирепый враг?..
«Бродяги Севера» - повесть о дружбе медвежонка и щенка, которые волею судеб оказываются в суровом мире дикой и капризной природы. Животным суждено вместе пройти долгий и трудный путь. Книга, подобно яркому восточному ковру, усеяна картинами из повседневной лесной жизни.
Леонов Л.
Русский лес: роман. – М. : Сов. писатель, 1991.
Аннотация: Современная «экологическая проза» развивается в традициях предшествующей литературы, прежде всего романа Л. Леонова «Русский лес». Роман «Русский лес», опубликованный в 1953 году, – произведение необыкновенно емкое и глубокое. Разрабатывая основную тему произведения, Л. Леонов проделал огромную работу: подробно изучил лесоводческие проблемы, труды классиков русского лесоводства и современные дискуссии на эту тему.
Центральный конфликт романа – спор двух ученых-лесоводов Ивана Вихрова и Александра Грацианского. Вихров призывал соотносить процент вырубки лесов с их приростом, Грацианский, прикрываясь лозунгами о плановом производстве, выступал за бесконтрольность в лесных делах.
Идея разумного отношения к лесным богатствам необыкновенно важна и по сей день, однако смысл произведения не сводится только к этому. «Для меня „Русский лес“ - это раздумья о прошлом, настоящем и будущем моей Родины и моего народа», - говорил сам автор. Леонов своим произведением сложил гимн русскому лесу - щедрому источнику жизни народа. Никто еще из писателей не воспел так русский лес, не показал так его значение в истории своего народа, как Леонов.
Лондон Д.
Белый Клык. - М. : АСТ, 2001. - (Библиотека приключений).
Аннотация: Отец Белого Клыка - волк, мать, Кичи, - наполовину волчица, наполовину собака. Пока еще у него нет имени. Он родился в Северной Глуши и выжил единственный из всего выводка. Однажды волчонок натыкается на незнакомые ему существа - людей. Злой человек делает из волка настоящего профессионального бойца для собачьих боев. Собаку спасает молодой человек, приезжий инженер с приисков, Уидон Скотт. Белый Клык довольно скоро приходит в себя и демонстрирует новому хозяину свою злобу и ярость. Но у Скотта хватает терпения приручить собаку лаской, и это пробуждает в Белом Клыке все те чувства, которые дремали и уже наполовину заглохли в нем.
Паустовский К.
Повести и рассказы. - Л. : Худож. лит., 1985. - (Классики и современники).
Аннотация: «Только так, исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги» (К.Паустовский).
Вот что он делал всегда. Исследовал «какой-нибудь клочок нашей страны», неприметный, казалось бы, затерянный на голубых просторах родины. Зоркий наблюдатель, он видел необычное в обычном и обычное в необычном, он открывал нам прелесть каждой травинки, березки, речушки, открывал красоту сокровенную, внутреннюю, которую увидеть можно только сердцем.
Повести и рассказы Константина Георгиевича, о чем бы ни были написаны, неизменно посвящены теме человека и природы, человека и Родины.
Паустовский К.Г.
Повесть о лесах. - М. : Дет. лит., 1982.
Аннотация: «Повесть о лесах» наиболее ярко выражает особенность творчества Паустовского. Писатель берет какой-либо подлинный случай или реального человека и, по его собственному признанию, окружает их «слабым сиянием вымысла», добиваясь этим возможности полного раскрытия человеческого характера и характера происходящих событий. В «Повести о лесах» Паустовский широко пользуется этим методом. Так в главе «Скрипучие половицы» о П.И. Чайковском есть подлинный биографический материал. Но основной задачей писателя было – передать с полной силой отношение Чайковского к лесам как к творческой лаборатории, как к тем явлениям природы, которые учат человека понимать прекрасное. Отдаленным прототипом писателя Леонтьева в повести является писатель И.Н. Соколов-Микитов – лесной человек, охотник, замечательный знаток и певец нашей русской природы.
Распутин В.
Последний срок. Прощание с Матерой. Пожар. - М. : Современник, 1991.
Аннотация: Имя Валентина Распутина широко известно и в России, и за ее пределами - его книги переведены на многие языки мира. В его творчестве нашла отражение острейшая проблема конца XX века: разрушение природы и нравственности под воздействием цивилизации. Писатель задается вопросами о смысле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии. И о том, что делает человека человеком: о мужестве и достоинстве, о терпении и вере.
В повести «Прощание с Матёрой» речь идет о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис.
Как пожарный набат звучит голос Распутина: мы все вместе ответственны за порядок в своём доме, нам его сообща и наводить. В повести «Прощание с Матерой» с наибольшей полнотой воплотилась русская идея соборности, слияния человека с миром, Вселенной, родом.
Пронзительная искренность, трагизм и исповедальность прозы В. Распутина потрясают не одно поколение читателей.
Сетон-Томпсон Э.
Моя жизнь. - М. : Изд-во полит. лит., 1991.
Аннотация: Научная точность в книгах Сетон-Томпсона сочетается с занимательностью изложения. Сетон-Томпсон не только рассказывает о жизни животных, об их повадках и особенностях, в каждом рассказе он восхищается силой, красотой, находчивостью и благородством своих героев. Он учит своих читателей любить и понимать живую природу, а значит беречь ее.
Толстая Т.
Кысь. - М. : Подкова, 2001.
Аннотация: Татьяна Толстая - прозаик, публицист, телеведущая («Школа злословия»), лауреат Премии им. Белкина («Легкие миры»). Автор сборников рассказов «На золотом крыльце сидели…», «День», «Ночь», «Изюм», «Легкие миры», «Невидимая дева» и др.
Роман «Кысь» был удостоен премии «Триумф» и вошел в шорт-лист премии «Русский Букер».
Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю. Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.
|