«Все, все, все дело – в чистоте…» М. Цветаева
Бывает так: есть на слуху имя и ты знаешь даже из какой оно области искусства, а вот работ автора не читал (не слышал, не видел, не смотрел).
Бывает так: под впечатлением от произведения так захочется увидеть, всмотреться в лицо художника.
Имя Вадима Осипова я лишь припоминала, т.к. – не читала, не видела автора ни в живую, ни на снимках: на слуху – было, в воздухе – носилось: есть такой поэт, но предстал передо мною – фотограф. Но я забегаю вперед: объявление о презентации журнала «Фотография и жизнь» мелькнуло дважды перед глазами, не зацепив. На встречу все же я попала почти спонтанно: сфокусировалось в мозгу: поэт и фотограф в одном лице! – Нет, такое чудо пропустить невозможно! И вот я - в Пушкинском зале центральной библиотеки, передо мною – фотограф. И он говорит, что все фотографируют, но умеют – единицы. Но главное, мастер говорит о том, что фотография наитеснейше связана со словом. Что одно является непременно продолжением другого, несмотря на такие разные средства построения форм и конструкций. В это-то мгновение мастер и вырастает в – Мастера: не Мастер такого сказать не может.
Зачарована.
Мастера сменяют сотрудники редакции журнала, а я уже хочу одного: взять в руки «Фотографию и жизнь». Я уже знаю: это особенный журнал. И вот уже номер 12 – разом! – (еще не читанный) во мне: Килиманджаро- родные колокола – Америка – стихи Нины Ягодинцевой… Но главное – вот оно! - объявление: ФОТОШКОЛА и … взгляд Мастера – изучающий, приглашающий, всевидящий. (Третий глаз прикрыт очками).
Чудом же в моих руках оказывается и книга Мастера «Дальние поездки». Леонид Быков, профессор-филолог, мэтр, ни за какие коврижки не напишет предисловия к книге, если таковой – нет. И стихи Вадима Осипова, изумительные по чистоте своей, проникнув в мое сердце, уже присмотрели на книжной полке законное место.
Журнал же со стола сойдет нескоро: перевернутый последней страничкой обложки вверх, он являет собой картину, в которой сокрыто много загадок. Счастлива та мать, чья тень осталась запечатленной на фоне Святого Лика! «В преддверии Рождества» - не фотография, это – художественное полотно, могшее быть созданным лишь Мастером: поэтом, фотографом, человеком – в одном лице и равными по сути.
Чему же я так рада? Отчего же светлая радость живет во мне уже третий день и не покидает меня? – Встреча (очная ставка) продолжилась знакомством с автором по его работам заочно (фотографии, стихи), во мне живет его облик , голос и – никакого диссонанса! Для меня открылось тайное: Мастер дарит на встречах не книги, не журналы, он дарит – собой. Во всяком случае, я – с неизбывным подарком.
Нина Лагунова
|