14 июля в Каменске-Уральском прошел Фестиваль колокольных звонов. Образ колоколов, колокольного звона и звонаря в литературе.
В русских церквях колокола вошли в употребление с середины IX века. Особенного величия русские колокола достигли в XVI— XVII веках. Было множество видов колоколов: набатные, вечевые, красные, царские, благовестные, полиелейные...
Колокольный звон в России стал настоящим искусством. Некоторые звонари управляли одновременно несколькими колоколами, помогая себе локтями и ногами. Иностранцы изумлялись оглушительному звону русских колоколов. Сами звонари от него нередко глохли. Чтобы сберечь слух, клали в уши крупные ягоды рябины, калины, клюквы. Кое-кто затыкал уши ватой. А в женских монастырях звонарихи звонили с открытым ртом, чтобы не лопнули в ушах перепонки.
Колокольный звон сопровождал человека всю жизнь. С ним он рождался, крестился, женился и сходил в могилу. Считалось, что при звуках колокола нечистая сила прячется под землю, а в храм слетаются ангелы.
Вообще, на Руси к колоколу с глубокой древности отношение было особенным. Нам в наследство достались полные загадок и таинства рассказы, сказки, предания и былины о колоколах, о том, как звон отводит дьявольские козни, болезни, бури и молнии… А попав в неволю, в чужие земли, колокол мог вдруг замолчать… О колоколах существует немало легенд – например, легенда о влюблённом колоколе, о непокорном Новгородском колоколе…
Образ колокола отразился и в русских загадках:
Кричит без языка, Поёт без горла, Радует и бедует, А сердце не чует.
Из земли взяли, На огне грели, Опять в землю положили; А как вынули – стали бить, Чтобы мог говорить.
В церковь других созывает, А сам в ней не бывает.
Я – мёртв, но живым вещаю о радости и горе, и чем больше бьёшь меня, тем громче говорю о Боге.
Колокольный звон на протяжении столетий был неотъемлемой частью жизни русского народа, поэтому его часто можно встретить и в художественной литературе.
На Руси существовал обычай: на Святой неделе каждый мог подняться на звонницу и ударить в колокол. Вот как описывает свои впечатления от праздничного благовеста писатель А.И. Куприн: «Колокольня. Какая весёлая, пьянящая, головокружительная пестрота внизу, под моими ногами. Небо страшно близко: вот-вот дотянешься рукой до белого пухлого ленивого облачка. О, верх мальчишеского счастья - наконец-то в моих руках верёвка от самого главного, самого большого колокола… Ба-ам!.. Теперь уж больше ничего не видишь, не слышишь и не понимаешь. В ушах больно от мощных медных колебаний».
Каждый знает, какие сильные впечатления может производить церковный звон при особенных обстоятельствах и душевных настроениях человека. А иногда производит отрезвляющее, спасающее действие на человека, находящегося на краю нравственной и физической гибели, как в рассказе В.М. Гаршина «Ночь».
А вот впечатления М.Ю. Лермонтова от музыки московских колоколов: «Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре…и мнится, что бестелесные звуки принимают видимую форму, что духи неба и ада сливаются под облаками в один разнообразный, неизмеримый, быстро вертящийся хоровод!.. О, какое блаженство внимать этой неземной музыке…»
Испокон веков в праздник Светлого Христова Воскресения гудит по всей Руси пасхальный звон колоколов, который неизменно вдохновлял и вдохновляет поэтов и писателей.
Под напев молитв пасхальных и под звон колоколов, к нам летит весна из дальних, из полуденных краев…
К. Фофанов.
В пасхальные дни происходит действие в рассказе В.Г. Короленко «Старый звонарь», в стихах русских поэтов И.Никитина, Ф.Тютчева, Я. Полонского, Ф. Сологуба, В. Брюсова, И. Бунина, И.Северянина, К. Бальмонт, С.Есенина, М.Цветаевой и других.
(см. также: Светлое Воскресение: Произведения русских писателей. - М., 1994)
Не спят, не помнят, не торгуют. Над черным городом, как стон, Стоит, терзая ночь глухую, Торжественный пасхальный звон…
Ал. Блок.
Образ звонаря в литературе не однозначен. Вспомним звонаря Квазимодо. Собор Парижской Богоматери, или же Нотр-Дам де Пари, является, наверное, одним из известнейших монументальных строений средневековья. В такой широкой популярности Собора, не в последнюю очередь, следует “винить” Виктора Гюго, который мастерски создал образ уродливого звонаря Квазимодо. В литературоведении звонаря-горбуна считают воплощенным образом средневековья и, естественно, Собора.
Удивительна повесть Анастасии Цветаевой "Сказ о звонаре московском" о незаурядном звонаре Константине Сараджеве. "Музыка выразит то, о чем не расскажет слово. А то, что не передаст своей песней ни один музыкальный инструмент, — донесет да сердца каждого колокольный звон". Но и этот образ не так прост. Вот что пишет о нём Игумен Михей: «Использование колоколов в качестве музыкальных инструментов - большой грех, подтверждение тому - судьба Сараджева. Он, как мне говорили, занимался оккультизмом и, обладая музыкальными способностями, пытался оторвать колокольный звон от Богослужения».
И далее он же: «Звонарь должен быть верующим, ведь он исполняет святое дело евангельского приставника, созывающего званных на Великую Вечерю. Несуетно вникните в чин освящения кампана - там ключ к пониманию сути колокольного звона. Служение ученика-звонаря должно быть освящено прилежанием и любовью» (Игумен Михей, http://www.zvon.ru/article4.view3.page3.part1.html)
Колокол для русского человека издревле был голосом Родины, символом единения нации, независимости и величия государства. Колокольный звон размерял время, призывал граждан на совет и битву, собирал в минуту скорби и в часы торжества. Поэтому сегодня оглохшей и раздираемой проблемами России для возрождения, наряду с эффективной экономикой, нужен и малиновый звон колоколов…
См.также: http://www.zvon.ru/zvon3.view5.html
Ирина Сапогова.
Группа "Колокольная столица" на Фейсбуке: http://www.facebook.com/groups/310815459005616/
Библиографический список литературы «История колоколов и колокольного искусства: из фондов муниципальных библиотек города Каменска-Уральского.
|