Карта сайтаПоиск г.КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ основана в 1899 году

библио2pyshkinbaner1

 lit karta

лого2

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

Центральная городская библиотека имени А.С. Пушкина

Художественный салон (Женский костюм пушкинской поры)
Окунитесь в прелесть женской красоты того времени и почувствуйте себя частью эпохи, оцените изящество нарядов того времени. В нашем салоне Вам предстоит ответить на вопросы о женской моде начала XIX века: что в то время носили, и что диктовала бальная мода, что появилось впервые и вошло в модный обиход именно в пушкинскую эпоху. А также выполнить творческое задание и помочь даме собраться на бал.
 
Мода – это принятый в данный момент времени стиль, вид одежды, прически и т.д. Мода существовала всегда, а значит, и во времена Пушкина. О значении слова «мода» в пушкинское время можно прочитать во втором томе «Словаря языка Пушкина», изданного в 1956 году:
 
«Мода – в какое-нибудь время в какой-нибудь среде склонность, пристрастие к чему-нибудь, предпочтение, оказываемое кому или чему-нибудь. Принятая манера одеваться, причесываться и т.д.»   
 
Костюм, как часть моды  – одна из важнейших характеристик эпохи, он определяет и характер, и вкусы, и привычки человека. Вот что пишет известный пушкинист Г.А. Гуковский: «...форма одежды на протяжении всей первой половины XIX века, и даже раньше, не считалась пустой условностью. Ей придавалось значение идеологического символа, иногда даже знамени, декларации». 
 
Основные периоды в женской моде первой половины XIX века: Ампир (до 1815 г.) и 
Романтизм (иначе называемый «бидермайер») (1825 - 1830-е гг.)
 
1Ампир – стиль, возникший во Франции после Великой Французской революции и ориентированный на образцы античной моды: прямой силуэт, простота линий и множество вертикальных складок. Талия платья завышенная, под грудью. Короткие рукава шились фонариком. Обувь на низком каблуке, со шнуровкой из лент, оплетающих ногу наподобие греческих сандалий. К бальному платью обязательно полагались длинные перчатки и красивая шаль. Фасон платья должен был подчеркивать естественные формы и красоту человеческого тела. Женщины в подобной одежде напоминали изображения с греческих барельефов.
    
2В период романтизма - линия талии платья опускается на естественное место. Линия плеча опущенная, рукава объемные, сильно расширенные у плеча и узкие у запястья. Такой рукав называется «жиго», или окорокообразный. Для обеспечения объёма рукава надевались специальные подрукавники, набитые пухом. 
 
3Рукава бального платья шились короткими или двойными (нижний короткий рукав из основной ткани платья, верхний длинный из газа или другой лёгкой прозрачной ткани). С бальным платьем обязательно надевались перчатки. Верхняя юбка становится еще короче, до косточки, под нее одевают несколько нижних юбок. Широкие рукава, пышная юбка и корсет подчеркивают тонкую талию. Одноцветные ткани предыдущих периодов сменяются полосатыми или тканями с цветочным узором. Обувь по-прежнему легкая, без каблука.
 
На протяжении XIX века силуэт женского платья неоднократно менялся. Неизменными оставались необходимые аксессуары, без которых невозможно было появиться в обществе. Это веер, перчатки и маленькая сумочка. Появиться на балу или приеме без драгоценностей на шее было также недопустимо. На улице была необходима шляпка, а летом еще и зонтик от солнца.
 
4Нововведением моды первой половины XIX века были боа. Википедия пишет: «Боа — это длинный узкий шарф из меха или перьев. Название происходит от латинского — boa (constrictor), буквально — змея-душитель, то есть удав, от заимствованного через французское boa с тем же значением.
 
Длинный, узкий шарф прекрасно подчеркивал вытянутый, силуэт женского платья в стиле ампир. Изготавливали его из меха, лебяжьего пуха, перьев, ткани. Такой шарф носили, как в комплекте с муфтой, так и просто - как прелестное дополнение к вечернему туалету. 
 
Во времена романтизма были популярны боа из дорогого меха. Например, боа из горностая или соболя. Поэтому такое боа было доступно только великосветским дамам, в провинции его не надевали даже на балу. Поскольку силуэт платья по сравнению со стилем «ампир» сильно изменился, то и шарф стали носить по-другому. Чаще всего его просто завязывали на шее. Иногда - набрасывали на плечи, повторяя округлую линию плечей, рукавов, юбки.
 
Так, Пушкин в восьмой главе «Евгения Онегина» подчеркивает изменения, происшедшие в Татьяне Лариной с помощью боа и малинового берета. Он рисует образ Татьяны – светской дамы: 
 
«Он счастлив, если ей накинет
Боа пушистый на плечо...»
А.С. Пушкин  «Евгений Онегин» (8 глава)
 
 1790 год считается годом рождения сумки, которую нужно носить в руке. Связано это с французской революцией и с новой женской модой. Нововведение имело успех, и уже через несколько лет, с 1804 года, правила хорошего тона приписывают мужчинам держать руки в карманах, а женщинам – карманы (то есть сумки) в руках. Так женщина приучилась выходить из дома, держа в руках маленькую сумочку. Первые сумки назывались «reticules». В русский язык это слово пришло в иронической французской версии (как и многие другие слова, связанные с модой) – «ридикюль». Светские дамы прятали в таких сумках свои веера, духи, зеркальца, изящные кружевные платочки и карне-де-баль (книжечку для записи партнеров по танцам). Чем меньше была сумка, тем обеспеченнее считалась женщина, потому что рядом с ней был мужчина или слуга (или как у Грибоедова: «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей»), которые носили необходимые предметы. 
 
5 6 7
8Несессер - это изначально французское слово, обозначающее сумку, но не обычную, а с неким специальным назначением: сумка-контейнер, шкатулка или футляр для небольших предметов или приспособлений различного назначения. 
Несессеры используются для хранения принадлежностей гигиены, косметики, маникюра, шитья, рукоделия и прочего. 

9

В несессере для каждого предмета имеется специальный отсек-отделение, благодаря чему предметы не смешиваются при тряске во время дороги. Несессеры возникли в начале XVIII-го века и делились на два вида — карманные и настольные. 
Карманные несессеры в XVIII-XIX веках часто являлись украшением костюма, их носили на специальной цепочке (шатлене), прикреплённой к поясу как карманные часы.  
 
А когда во второй половине XIX века был изобретен поезд, появились железные дороги и стало возможно быстрее перемещаться в пространстве – тогда для удобства был изобретен саквояж, то есть сумка для путешествий. В XIX же веке на сумках впервые появился замок. 
 
Женская прическа того времени являла собой произведение парикмахерского искусства.
 
Стиль ампир возник благодаря амбициям Наполеона – любил он пышность и роскошь. Потому основа причесок в стиле ампир также шикарна. Дамские прически начала XIX века - это кудри и локоны, уложенные в художественном беспорядке и собранные вверху или сзади.
 
Локоны имели самый разнообразный вид - трубчатые, спиральные, "стружкой", "штопором". Волосы не собирали в простой пучок или узел, а аккуратно укладывали, подворачивая один слой под другой.
10 11 12
 
Сначала прически старались копировать с античных статуй. Правда, дамы не всегда строго придерживались античных образцов и нередко давали простор собственной фантазии.
 
Обыкновенно волосы спереди спускались короткими кольцами на лоб, а сзади частью заплетались в косы и поддерживались наверху при помощи высокой гребенки, а частью ниспадали на затылок в виде крупных локонов. Иногда волосы завивались и на затылке и укреплялись наверху посредством разных булавок символического характера, благодаря чему каждая такая прическа имела соответствующее название.
13 14
 
Около 1805 г. дамы переняли у мужчин прическу, при которой волосы коротко стриглись и завивались вокруг головы в мелкие локоны. Эта мода продержалась до конца царствования Наполеона I
 
Около 1812 г. волосы стали делить пробором, причем у висков они завивались в локоны, сзади же заплетались в косы, которые располагались на макушке узлом, при помощи гребней. 
 
15
     
С 1813 г. вошла в моду прическа когда волосы зачесывались гладко кверху и на макушке связывались в пучок. Узкая шелковая лента облегчала голову и завязывалась на лбу; на висках свешивалось по одному завитку или по два. 
 
16
 
После поражения Наполеона прически стиля Ампир вышли из моды - пришло время стилю романтизм (Бидермайер). Возник этот неповторимый стиль в 20-х годах XIX века в Вене. Предпочтение, как всегда, было отдано блондинкам. 
 
Волосы расчесывали на боковой пробор, укороченные с боков пряди завивали в крупные локоны и укладывали над висками. Длинные пряди волос сзади поднимали наверх и на темени укладывали в различные шиньоны. 
 
17"…Эти чудные локоны, и часть их, падая из-под шляпки, касалась щеки, тронутой тонким свежим румянцем…" - пишет Н. Гоголь.
 
18Но не всё так страшно - многие элегантные дамы любили простую, но изящную причёску. Волосы разделялись на прямой пробор, потом закреплялись в виде высокого пучка. Кстати, Н. Гончарова на знаменитом портрете изображена
именно с такой причёской. 
 
 
 
 
19Головные уборы начала XIX века были трех типов: чепцы, богато украшенные по переднему краю рюшем, кружевом и лентами; широкополые шляпы, украшенные цветами и перьями; и, наконец, капор, который представлял собой чепец и шляпу одновременно. Капоры были особенно популярны в 1910-х, поля их доходили до таких размеров, что полностью скрывали лицо, по этому поводу было много карикатур и тогдашние острословы уверяли, что дамы в нем ничего не видят и не слышат.     
 
20
scroll back to top
 
 

623428 Свердловская область
г. Каменск-Уральский, пр. Победы, 33

Дежурный библиотекарь: тел. (3439) 32 23 53
Медиатека: тел. (3439) 32 33 81
e-mail: cgb-sbo@yandex.ru

© 2010-2021 г. ЦГБ им. Пушкина